Недовольные всегда хотят перемен. А такой технически сложный вид спорта, как Формула-1, даёт несметное количество вариантов. Подкрутить тут, убрать там, запретить вот это и последние станут первыми. Пример чемпиона-сюрприза в лице «Брауна» совсем не забыт.
Тем более перемен хочется бизнесмену, чьё дело пошло на спад. Такому экстравагантному, как Берни Экклстоун, и подавно. В 2015-м в «Королевских гонках» объединились два этих фактора и родилась идея — ввести независимого поставщика моторов. Да не просто моторов, а тех, что будут существовать по особенным правилам. Убрать гибридные технологии, повысить мощность и понизить цену. Что может изменить такой ход? Да практически всё.
Как всё было бы
Независимый мотор в первую очередь требуется тем, кто не делает собственных двигателей. Например, «Ред Булл». Влиятельные четырёхкратные чемпионы не смогли договориться ни с кем из прямых конкурентов, вернулись к двигателям «Рено», которые критиковали весь год, да и те получили под стыдливо спрятанным брендом. Конечно, такой щелчок по носу Дитриха Матешица не порадовал.
Нет сомнений, что «Ред Булл» стал бы одним из первых клиентов инди-поставщика.Об этом говорят многочисленные высказывания Кристиана Хорнера в поддержку идеи Экклстоуна и Жана Тодта. Получив новый мотор и возможность играть по другим правилам, славная своими шасси австрийская команда наверняка вернулась бы в чемпионскую гонку. А может, и вспомнила бы годы тотального доминирования.
Другие потенциальные клиенты — бедные команды, которые с трудом наскребают на нынешние дорогущие силовые установки. Возможность покупать мотор в три-пять раз дешевле дала бы «Зауберу» и «Форс Индия» шанс облегчённо вздохнуть и вложить чуть больше денег в шасси. Или пилотов без приставки «рента», в случае швейцарцев.
А там, кто знает, на поляну независимых моторов могла бы подтянуться и главная независимая команда серии — «Уильямс». С освободившимися деньгами и мощными двигателями середняки могли бы перевернуть положение дел и поравняться с лидерами.
Ещё одними бенефициарами стали бы потенциальные новички серии. Прийти в серию, где получаешь привычный мотор за $ 5 млн, куда проще, чем в ту, где продают хитронавороченные установки по $ 25 млн и выше. Если задуматься, мы давненько не видели команд, которые приходят в Ф-1 на голом энтузиазме владельцев, без поддержки концернов и успехов в других сериях. У дела Фрэнка Уильямса и Петера Заубера вполне могли бы появиться последователи.
Итак, в светлых мечтах мы можем представить серию, где власть кошелька ослабла, команд стало больше и они борются почти на равных, порождая сюрпризы в таблице результатов. Идиллия, не правда ли? Но шансов на её осуществление меньше, чем чемпионских титулов у «Заубера». Почему?
1. Сложность регламента
Каждая деталь болида Формулы-1 подчиняется регламенту, и без его изменения поменять машину нельзя. Чтобы ввести в чемпионат новый мотор и сбалансировать его со старым, надо проделать невиданный пируэт крючкотворства. Это как обосновать появление стрелков на боксёрском поединке. Удастся ли сходу правильно рассчитать мощность, продумать систему технических сдержек и противовесов, при этом сохранив возможность для дальнейшей доработки обоих видов двигателей?
Конечно, Берни Экклстоун уверяет, что с помощью ФИА он решит все проблемы и сделает всё гладко. Но это работа Берни — делать яркие заявления. На деле же мы получим два разных чемпионата в рамках одного. И когда один из типов двигателя окажется явно сильнее другого, серия развалится на две половинки. Низы догнать не смогут, верхи притормозить не захотят.
2. Производители
Конечно, для всех нас Формула-1 ценна сама по себе. Но крупные автоконцерны, приходя в неё, о своей выгоде думают куда больше, чем о развлечении зрителей. Да, маркетинговые задачи превалируют. Но цель развивать новые технологии никто не снимал.
Гибридный двигатель — именно такая технология. Недаром же при предыдущей смене моторного регламента на нём так настаивали. Отточив эту технологию в гонках, производители могут перевернуть рынок дорожных автомобилей и обойти менее дальновидных конкурентов.
Помимо этого, в гибридные моторы уже вложены огромные деньги. И как «Мерседес» может смириться с тем, что его чудо-агрегаты по $ 25 млн станут никому не нужны? Опять же, как объяснить потенциальным покупателям, что их прогрессивный силовой блок не может обогнать дешёвую «альтернативу»?
3. Сложность внесения изменений
При всём сиянии Экклстоуна, Формула-1 — не абсолютная монархия. Решения здесь не принимаются одним росчерком пера. Для изменения регламента Экклстоуну потребуется не только одобрения ФИА и Комиссии Ф-1, но и согласие Стратегической группы. Группы, в которой доминируют «Феррари», «Мерседес» и его клиенты. А есть ещё и право вето «Скудерии». Сейчас идею альтернативных моторов не поддерживает даже вечно бунтующий «Заубер». Чего же ждать от других?
«Ред Булл», конечно, коллектив могучий, но команд в Ф-1 11, из них австрийцам принадлежат только две. Явно не выигрышное соотношение.
Независимый мотор — красивая идея, которая вряд ли станет чем-то большим. Все мы хотим от Ф-1 зрелища и борьбы, но идти к ним придётся другим путём….
Как инди-мотор может изменить Ф-1 и почему этого не будет