Безусловно, главной сенсацией нынешнего «Дакара» стал маршрут. О вполне объективных проблемах, с которыми столкнулись организаторы при подготовке гонки, мы рассказывали, и, конечно, ни для кого не стало неожиданностью то, что песков в этом году почти не было. Тем не менее, мало кто ожидал, что маршрут окажется настолько простым и быстрым – гонщики постоянно жаловались, что вынуждены проезжать большие отрезки по дорогам на максимально разрешённой скорости. Это было бы вполне нормально для других гонок – но, конечно, совсем не то, что мы привыкли видеть на «Дакаре».
Отчасти из-за этого количество сходов на дистанции оказалось существенно ниже, чем обычно – и большая их часть произошла на второй половине маршрута, когда и появились первые пески. В нынешнем «Дакаре» приняли участие 347 транспортных средств всех типов, а до финиша добрались 218, то есть примерно 63%. Для сравнения, в 2015-м эти цифры были соответственно 406 и 207, то есть 51%.
МОТОЦИКЛЫ
О том, что по итогам гонки мы узнаем имя нового победителя «Дакара» в этой категории, было известно заранее – так как никто из предыдущих обладателей «Туарега» в гонке попросту не участвовал. Доминировавшие 10 марафонов подряд Сирил Депре и Марк Кома на этот раз выполняли другие функции. В таких условиях главным фаворитом,выступавший за заводскую команду KTM Тоби Прайс – он и стал в итоге победителем, первым в истории австралийского мотоспорта.
Причём, австралиец участвовал в «Дакаре» всего во второй раз в жизни! Однако он демонстрировал удивительную зрелость. «Я атаковал настолько, насколько это было необходимо, и старался внимательно следить за состоянием мотоцикла на марафонских этапах», - объяснил свой успех 28-летний мотогонщик. Вполне вероятно, в будущем его ждёт не менее славная карьера, чем у его предшественников. Нельзя, однако, сказать, что победа досталась Прайсу легко – после третьего этапа австралиец опустился на 9-е место в общем зачёте, и в лидеры вышел только на второй неделе гонки. Но после этого равных ему не было.
Сильно поспособствовали этому два фактора – сходы ключевых гонщиков Honda и проблемы у других гонщиков, использующих технику KTM. Как мы и предсказывали, основную угрозу Прайсу несли именно мотоциклисты Honda, Паулу Гонсалвеш и Хуан Барреда. По скорости они регулярно превосходили всех конкурентов на KTM, но до финиша ни один, ни другой не добрались. Подвела надёжность – хотя Гонсалвеш сошёл из-за падения, к тому моменту он уже потерял всякие шансы на победу.
Стоит отметить и Стефана Свитко, занявшего второе место. Словак тоже выступал на KTM, но не за заводскую команду, а за частную, так что был в более сложной ситуации, чем Прайс. После неудачи на четвёртом этапе ему пришлось отыгрываться, и он с блеском это сделал, показав очень сильные результаты на самых сложных этапах гонки. Заслуженное второе место – и отличные шансы попасть в заводскую команду KTM в следующем году.
Проблемы Honda привели к тому, что на третье место по итогам гонки поднялся чилиец Пабло Квинтанилла на мотоцикле Husqvarna. Перед стартом гонки мы советовали обратить на него особое внимание, но столь высокий результат – безусловно, большой успех для шведской компании, пусть даже она и принадлежит сейчас тому же KTM. Лучший представитель Honda, Кевин Бенавидес, оказался четвёртым – аргентинец был не столь быстр, как напарники, но очень стабилен. Удивительное качество для человека, который участвовал в «Дакаре» в первый раз в жизни – в итоге Бенавидес стал лучшим новичком гонки среди мотоциклистов.
Как и ожидалось, среди гонщиков на Yamaha сильнейшим оказался Элдер Родригес, особенно ярко проявивший себя на заключительных, самых сложных этапах. В результате португалец финишировал пятым – по нынешним временам очень неплохой результат для Yamaha. Но может быть даже ярче проявил себя его молодой напарник Адриэн ван Беверен. Своей первый в жизни «Дакар» француз, выступавший за юниорскую команду Yamaha, смог завершить на шестом месте! Серьёзная заявка на будущее – правда, с большой вероятностью следующий «Дакар» он будет проводить на мотоцикле другой марки.
И этой маркой может стать Sherco – небольшую франко-испанскую команду постигла неудача, их лучший гонщик, Флоран Вейссад, оказался только 27-м. Но причиной тому стали проблемы с надёжностью – порой лидер команды, Ален Дюкло, был просто удивительно быстр, и на некоторых этапах входил в первую пятёрку. Однако завершил «Дакар» только на 42 месте.
Наконец, до финиша добралась и испанская мотогонщица Лайа Санс, 13-кратная чемпионка мира по мототриалу. Она снова стала лучшей среди женщин, но также оказалась сильнее большинства мужчин, заняв 15-е место. Правда, в прошлом году на Honda она была девятой, но сравнивать эти результаты, учитывая гораздо меньшее число сходов и совершенно нетипичный для «Дакара» маршрут, сложно.
«Перед стартом я бы согласилась на такой результат, не задумываясь, - призналась Санс. – Новый мотоцикл, новая команда, и маршрут, не похожий на обычный, но по-своему очень сложный. На второй половине гонки возникла проблема – я неудачно упала, пересекая реку. У меня всё тело было в ушибах, а правая ключица очень болела. Кроме того, я подхватила инфекцию – болело горло.
Ключевым фактором, однако, стало то, что это был гораздо более быстрый Дакар, чем прежде. У меня не было возможности продемонстрировать свои навыки навигации. К тому же, организаторы сократили этап, который подходил мне больше всего – Фьямбала. В тот день я потеряла много времени, потому что не попала в число 12 лучших, кому позволили сохранить их результаты. А в первую неделю мне не удавалось проявить себя, потому что трасса больше походила на раллийную, чем на дакаровскую. Но я всё равно очень счастлива. Это хороший результат».